У каждого народа имеются свои представления об устройстве мира, его происхождении, могущественных силах, давших начало жизни на Земле, в том числе и человечеству. Их называют богами, приписывают им бессмертие и считают покровителями людей. Наиболее красиво выглядят православные церкви и средневековые западноевропейские храмы эпохи Возрождения.

В данной статье мы постараемся рассказать об особенностях церковной живописи. Начнем с фрески.

Начало этому виду искусства, вероятнее всего, положили наскальные изображения животных, на которых охотились первобытные люди. Перед этими изображениями наши предки совершали ритуальные действия, моля богов об удачном сражении с врагами, охоте или богатом урожае. Позднее картинки совершенствовались и дали начало фрескам, живописи, произведенной красками, разведенными на чистой воде, по сырой штукатурке. Краски готовятся из натуральных материалов, а закрепляются клеем. При высыхании на поверхности картины образуется тонкая, но прочная прозрачная пленка.

Фресками украшали свои дворцы, дома и культовые здания народы Древней Греции, Рима, Византии, Египта, Востока и других стран Востока и Европы. В зависимости от особенностей культуры на этих картинах были изображения богов, людей, животных, растений, воинские и бытовые сцены, иероглифы и буквенные тексты.

В эпоху Возрождения на территории Ватикана строились величественные храмы, для росписи которых приглашались самые лучшие живописцы, среди которых были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Эль Греко. Наиболее известной является работа Микеланджело и Рафаэля, выполненная в Сикстинской капелле, произведенная с 1508 по 1519 год. На потолке и стенах храма художники расположили сцены из библейской книги Бытия, фигуры пророков и сивилл, предков Иисуса Христа, ангелов и Мадонны с младенцем. Эта композиция и грандиозна, и торжественна, и легко обозрима.
Ее можно назвать гимном физической и духовной красоте человека.

В 1536 году Микеланджело на стене капеллы пишет фреску «Страшный суд», которая поражает трагической силой ее образов. В этой картине немолодой уже художник отобразил свои раздумья о смысле жизни и смерти, наказании за грехи и возможности искупления.

На Руси были и свои искусные мастера церковной росписи. Известны артели владимирских богомазов, странствующих художников, пишущих иконы и фрески. Но наибольшую популярность имела московская школа живописи, к которой относится и Андрей Рублев.

 

Вначале Андрей Рублев был светским человеком, но в зрелом возрасте постригся в монахи. Этот художник был знаком с творчеством и русских, и европейских средневековых мастеров кисти. Эти знания и природный талант позволили ему создавать шедевры, к числу которых относятся и фрески. На стыке 14 и 15 веков Рублев вместе с другими мастерами пишет фрески на стенах Благовещенского собора в Московском кремле, расписывает Успенский собор во Владимире, где наиболее впечатляющими являются изображения грешников и «страшного суда», а также Спасский собор Андроникова монастыря. К сожалению, многие из них утрачены из-за пожаров, войн и невежества потомков. Рублев является автором и множества икон, но этой сторону его живописи мы рассмотрим позднее.

Иконы, как и фрески, являются культовыми произведениями живописи. Но пишутся они обычно не на стенах, а на особым способом обработанных досках масляными красками. На иконах редко имеются фрагменты пейзажа. Все внимание сосредоточено на лицах (ликах) Спасителя, Богоматери, Святых и Великомучеников. По византийской традиции, изображения не имеют полного портретного сходства, а выражают идею произведения. Для придания больших монументализма и выразительности тела преувеличенно вытянуты, лица аскетичны, часто суровы, одежда соответствует социальному статусу персонажа. Как признак святости, вокруг его головы имеется светящийся ореол.

Мадонна, Богоматерь, предстает перед нами в образе молодой красивой женщины. На ее устах легкая улыбка, а руки бережно обнимают ребенка, будущего Спасителя. Мария предугадывает, какой тернистый путь предстоит ее сыну, поэтому в глазах можно заметить тревогу, но она ее старается скрыть и отдается на волю Господа. Младенец, напротив, ничего не знает о будущей судьбе и доверчиво прижимается к матери, а на некоторых иконах даже играет с ней. Но имеются и такие изображения маленького Иисуса, где у него не по-детски мудрый взгляд, как будто ему уже известно его предназначение в роли жертвы во имя спасения человечества.

Среди западноевропейцев эпохи Возрождения, мастерски творящих иконы, известны имена Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рубенса и других авторов.

На Руси в это время во многие строящиеся храмы для оформления их интерьера приглашались зарубежные живописцы, но рядом с ними работали и отечественные художники, среди которых был и Андрей Рублев. Мировоззрение этого талантливого человека сформировалось на основе художественной культуры Руси и обогатилось византийскими традициями.

В своих  творениях Андрей Рублев утверждал идеи возвышенного понимания духовной красоты и нравственной силы человека. Таковыми произведениями являются иконы Звенигородского чина: «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел», на которых присутствуют широкая манера письма, плавные очертания и светоносный колорит, что роднит их с приемами монументальной живописи.

Шедевром кисти Рублева является икона «Троица», наполненная глубоким философским и поэтическим смыслом. На этом полотне фигуры трех ангелов вписаны в окружность, которая починяет себе все линии, что создает особый эффект, близкий к музыкальному. Чистые тона красок создают гамму, контрастирующую с темно-вишневым одеянием среднего Ангела, благодаря чему подчеркивается его доминирующее положение в композиции иконы.

Андрей Рублев совместно с Феофаном Греком, Прохором с Городца, Даниилом Черным и другими мастерами создавал свои произведения для нескольких монастырей и храмов. Кроме Звенигородского чина, это были Успенский собор во Владимире, Троице-Сергиевский при одноименном монастыре, Спасский собор Андроникова монастыря, Благовещенский собор Московского кремля.

Традиции, заложенные в церковную живопись Рублевым, продолжили иконописцы более позднего времени. Часто этот вид творчества был семейным и передавался от отца сыну. Таким примером может быть династия, начало которой положил Федор Абросимов, принимавший участие в работе артели костромских живописцев. Этого мастера пригласили в середине семнадцатого века в Москву, где он работал над интерьером Архангельского собора. Известны его такие полотна, как икона Божией Матери Одигитрии, «Предста Царица», царские и боковые врата для иконостаса Церкви в честь Образа Спаса Нерукотворного, а также образа Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, великомученика Феодора Стратилата.
Позднее Федор Абросимов работал и в других храмах.

Свои умения он передал сыновьям Дмитрию и Григорию Федоровым (Поповым). Вначале братья работали порознь, но в 1720 году оба приехали в Нижний Новгород и стали жить в слободе при Благовещенском монастыре. Они писали иконостасы для надвратной церкви Андрея Первозванного и больничной церкви Иоанна Богослова. В 1723 году братья по заказу купцов Строгановых трудились над созданием иконостаса для их домовой Рождественской Строгановской церкви.

Иконы братьев Поповых отличаются сгущенным колоритом, темнотой ликов, переходом красок от густо-розового к глухому синему, надписями в византийском стиле.

Выполнив все заказы в Нижнем Новгороде, братья Поповы переезжают на Урал, где продолжают свое творчество. Работы искусных иконописцев были дорогостоящими, и не каждый верующий человек мог себе позволить иметь их. Поэтому пользовались спросом списки почитаемых икон на деревянных досках или даже на плотной бумаге. Они считаются равноценными подлинникам, если освящены в Церкви. Порой простые крестьяне молились даже на лубочные картинки, изготовленные на основе гравюр.

Примером этому может служить описание А.С. Пушкиным жилища станционного смотрителя Самсона Вырина, на стенах которого каждый проезжающий мог увидеть картинки, похожие на полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына». Эти изображения последовательно описывают всю историю ухода молодого человека от отца, его разгульную жизнь, дальнейшую нищету, раскаяние и прощение. Сюжет этой притчи основан том, что Иисус Христос призывал грешников к искреннему раскаянию в грехах и обещал им отпущение, то есть давал надежду на помилование Господом и вечную жизнь.

В России издавна наиболее почитаемыми считаются иконы с ликами Спасителя, Казанской, Иверской и Владимирской Богоматери с младенцем, Николая Чудотворца, целителя Пантелеймона, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Матроны Московской. Верующие считают их чудотворными и обращаются к ним за помощью.

В христианской культуре скульптура присутствует гораздо реже, чем роспись и иконы. Обычно это фигуры Спасителя или Мадонны с младенцем. Вне храмов скульптуры устанавливаются чаще всего около церквей, монастырей, на площадях и пересечении дорог.

Скульптуры могут быть одиночными или изображать несколько персонажей, например, Святого основателя города и священнослужителя, благословившего его. Так, на территории Нижегородского кремля, рядом с Михайло- Архангельским собором, установлен памятник Святому князю Георгию Всеволодовичу и его духовнику, основателю Нижегородского Благовещенского монастыря.

В статье говорится о том, как библейские сюжеты отразились при создании интерьера христианских храмов.